английская версия на главную Версия для слабовидящих

Библиотека: инновационное пространство чтения детей и молодежи

 

Итоги первой межрегиональной Школы инноватики

Первая межрегиональная Школа инноватики состоялась 28 октября 2009 г. в центральной городской библиотеке г. Златоуста. Школа создана в рамках Межрегионального центра инновационного развития библиотек – структурного подразделения Центра чтения Челябинской государственной академии культуры и искусств. Межрегиональный центр инновационного развития библиотек – совместный проект ЧГАКИ и Челябинской областной юношеской библиотеки, целью которого является развитие и совершенствование инновационной деятельности библиотек, работающих с детьми и молодежью. Проект поддержан Министерством культуры Челябинской области.

 

Не случайно местом проведения первой Школы инноватики стал Златоуст. Опыт централизованной библиотечной системы Златоустовского городского округа получил признание не только в библиотечном сообществе Челябинского региона, но и России. Данный факт не вызывает удивления: библиотеки города Златоуста отличаются умением находить нестандартные идеи, генерировать их самим и успешно воплощать в библиотечную практику.
В этом смогли убедиться все участники Школы, на которую собрались больше 150 специалистов муниципальных и областных библиотек Челябинской области, школьных библиотек г. Златоуста, а также библиотекари из республики Башкортостан и Самары, преподаватели и студенты ЧГАКИ.

 

Открыла Школу директор ЦБС Златоустовского городского округа Людмила Аркадьевна Гологудина. В своем докладе «Система менеджмента качества как инструмент продвижения чтения» она показала, как используется система менеджмента качества (СМК) в продвижении чтения. Материалы доклада содержали много интересной и полезной информации. Например, о программе зав. организационно-методическим отделом Т.В. Деревянных «Читательская персона», которая стала основой проведения цикла занятий по СМК индивидуальной работы; о проведении Недели «Читательской критики», результатом которой стал выпуск методического материала «Взаимный интерес в качественном обслуживании» в серии «Моделируем. Воплощаем», о процедуре «Внутренних аудитов» и т.д. Людмила Аркадьевна уверена: «С помощью хорошо поставленного менеджмента качества можно добиться успеха в продвижении чтения».

 

Главная мысль выступления доктора филологических наук, профессора ЧГАКИ Виолетты Яковлевны Аскаровой «Поддержка и развитие чтения на Урале: есть достижения, что делать дальше?» – «на смену сетованиям об усиливающемся падении интереса к чтению должны прийти целенаправленные усилия по взращиванию читающей нации». Основное содержание доклада составило изложение новой идеи Центра чтения ЧГАКИ - мегапроекта «Поддержка и развитие чтения на Большом Урале: библиотечный локомотив». Проект будет размещен на официальном сайте ЧОЮБ в разделе «Межрегиональный центр инновационного развития библиотек».

 

Завершилось пленарное заседание докладом кандидата педагогических наук, доцента ЧГАКИ Ирины Юрьевны Матвеевой «Печатные библиографические средства продвижения книги и чтения». Автор выделила три основных печатных формы, включающие библиографическую информацию: издание библиографических пособий, информационно-библиографические периодические издания и библиографическая информация на страницах отраслевых и литературно-художественных периодических изданий. Вывод, к которому пришла И.Ю. Матвеева: «Печатные формы представления библиографической информации являются основным источником получения информации об отраслевых книжных новинках и публикациях художественной литературы».

 

В программе Школы инноватики был заявлен доклад кандидата педагогических наук, доцента ЧГАКИ Натальи Константиновны Сафоновой «Семья, школа, библиотека как ресурс читательского развития ребенка: поиски путей взаимодействия». К сожалению, обстоятельства не позволили автору приехать в Златоуст, но ее очень интересный доклад вошел в сборник материалов Школы. Наталья Константиновна считает, что «читательским талантом одаряет человек человека» и «более всех к пробуждению и развитию читательского таланта причастны три социальные института: семья, школа и библиотека». Автор уверена в том, что «нужна широкая просветительская деятельность вокруг самой проблемы детского читательского развития; нужен поиск нетривиальной, актуальной для сегодняшнего дня и убедительной аргументации за детское чтение для разных целевых аудиторий. Необходимо взаимное раскрытие ресурсов и возможностей друг друга в общем деле читательского развития детей и подростков».

 

Секция «Современные технологии продвижения чтения» открылась выступлениями школьных библиотекарей г. Златоуста.
Елена Валерьевна Качёва, заведующая библиотекой МОУ СОШ № 8, говорила о краеведческой работе школьной библиотеки как факторе формирования читательских предпочтений школьников. Слушателей заинтересовал ее опыт успешного использования в мероприятиях краеведческой направленности электронных презентаций с обязательным представлением на слайдах книг о родном крае. После каждого мероприятия наблюдался всплеск интереса к краеведческой литературе. Например, книга М. Фонотова «Голубые зеркала Урала» стала школьным «бестселлером». Самостоятельное направление в работе школьной библиотеки – литературное краеведение. С 2004 г. многие классы работают по «Читательским дневникам семейного чтения», в котором есть раздел «Литературное краеведение». Ученики школы – одни из самых активных участников краеведческих викторин, городских краеведческих чтений. В этом – несомненная заслуга школьной библиотеки.

 

Валентина Теодоровна Яковлева, заведующая библиотекой МОУ СОШ № 15, представила в своем выступлении «Литературный десант как форму продвижения чтения среди старшеклассников». С помощью библиотекаря школьники готовят тематические мероприятия с использованием различной литературы, а затем выступают перед своими сверстниками. Прием, когда книгу рекомендует сверстник, действует безотказно.

 

Наталья Анатольевна Красильникова, заведующая сектором библиотеки-филиала № 5 МУК ЦБС г. Златоуста, не только поделилась опытом использования в библиотеке современных педагогических игротехник в читательском развитии детей и молодежи, но и провела мастер-класс по использованию стратегии «Шесть шляп мышления».

 

Елена Александровна Темникова, тоже заведующая сектором библиотеки-филиала № 5 МУК ЦБС г. Златоуста, в своем докладе «Стимулирование чтения молодежи: обновление традиций, новые поиски» рассказала о программно-проектной деятельности библиотеки. Вызвали интерес проекты: «Читающая молодежь – интеллектуальный ресурс города»; «Диалог времен: креативные технологии в массовой работе по продвижению классической литературы»; «Подробности для любознательных» (направлен на продвижение научно-популярных изданий). Библиотека создала собственную концепцию продвижения и поддержки чтения среди юношества. В перспективе намечено создание проектов: «Литературный Интернет для юношества», «Формы и методы экспертно-библиографической деятельности в области юношеского чтения», «Индивидуальная работа как средство повышения читательской компетенции», «Медийная поддержка продвижения юношеского чтения», «Библиотека-филиал № 5 как социальный партер».

Нина Теодоровна Смирнова, зав. библиотекой-филиалом № 2 МУК ЦБС г. Златоуста, говорила о «Семье в спектре современного библиотечного обслуживания». Реализация проектов «В библиотеку всей семьей» и «Мы вместе: Семья. Книга. Библиотека» дала определенные результаты. Главное: создана система работы с семьей. Сейчас она совершенствуется и направлена на повышение качества работы с данной категорией читателей.
 

 

Завершил работу секции «Современные технологии продвижения чтения» доклад Виолетты Яковлевны Аскаровой «Как сформировать моду на чтение и надо ли к этому стремиться?». Отвечая на поставленные вопросы, автор говорила о том, из чего складывается мода на чтение, как использовать стремление молодежи следовать моде в привлечении ее к чтению и в продвижении лучших произведений и т.д.

 

Содержательной и насыщенной оказалась и секция «Информационная культура и культура чтения: роль библиографии в их развитии».
Работа секции началась с обзора ресурсов мультимедиа в поддержку чтения молодежи, подготовленного Татьяной Романовной Елисеевой, зав. организационно-методическим отделом Челябинской областной юношеской библиотеки.

 

Светлана Михайловна Трубчанинова, библиотекарь филиала №5 «Исток» МУК ЦБС г. Златоуста, в докладе «Формирование информационной культуры как важнейшее условие воспитания читателя-мастера» осветила опыт своей библиотеки по развитию информационной грамотности пользователей с применением наглядных, устных и печатных форм. Среди множества наглядных форм обращает на себя внимание рекламно-информационный комплекс «Литературный гид», содержащий сведения о современном литературном процессе, а также о литературных открытиях сотрудников библиотеки (рубрика «Уважаемому читателю от уважающего библиотекаря»). Из устных форм используются различные виды экскурсий (индивидуальные – во время акции «Почетный гость»; экспресс-экскурсии «Разрешите представиться», «Библиотечная кругосветка»); библиотечные уроки «Моя НОТ», «Прогулки по Златоусту»; деловые информационные игры «Открытие Златоуста», «Откопай сокровище». Библиотека активно готовит печатную продукцию для формирования информационной культуры пользователей: серия памяток «Мастер-класс читателю», буклеты «Круг чтения», библиографические указатели и биобиблиографические очерки. Развитие информационной грамотности молодых читателей с применением комплекса разнообразных форм и приемов дает положительные результаты.

 

В докладе Татьяны Михайловны Рыжковой, зав. информационно-библиографическим отделом МУК ЦБС г. Златоуста «Информационные технологии в библиографии, их роль в развитии культуры чтения» представлен опыт ЦГБ г. Златоуста по созданию собственных электронных продуктов. Речь идет о мультимедийной энциклопедии «Златоуст небесный и земной», не имеющий аналогов в библиотечной работе города и области. Энциклопедия приобрела большое общественно-культурное значение, популяризируя сведения о святом покровителе города Златоуста, приобщая к мировой истории христианской культуры и к истории культуры малой Родины. Не менее востребованным оказался проект «Семья России: тематический электронный ресурс», содержащий 19 разделов, в т.ч. «Государство и семья», «Психология семейного воспитания», «Многодетные семьи» и др. Подготовка собственных электронных изданий – это новый уровень работы библиотеки.

 

Высокая степень масштабности, разнообразие форм и качества работы библиотеки по правовому информированию населения был продемонстрирован в докладе Ольги Сергеевны Ежовой, зав. медиацентром МУК ЦБС г. Златоуста, «Система правового информирования населения: Златоустовский вариант». Работа ведется в рамках реализации проекта «Центра правовой и социально значимой информации МУК ЦБС». Его участники – крупные библиотеки-филиалы. Центр является посредником между властными структурами и населением. На базе ЦГБ проходят круглые столы заседаний Собрания депутатов Златоустовского городского округа по актуальным темам: «Повышение охраны общественного порядка в Златоусте», «О состоянии правонарушений среди несовершеннолетних» и др. Библиотекари готовят дайджест-информацию по теме заседания, информируют читателей о проведении круглого стола через газету «Златоустовский рабочий». Трансляция мероприятия идет в режиме реального времени по сети Wi-Fi, проложенной в ЦБ.
Библиотека ведет БД «Законодатели в лицах», которая дает сведения о структуре Собрания депутатов Златоустовского городского округа, предоставляет отчеты с заседаний и т.д.
Библиотеки Златоуста помогают органам местного самоуправления в оперативном сборе, хранении и распространении опубликованных и неопубликованных официальных документов местного самоуправления. Это способствует повышению престижа библиотек в глазах местной власти.
С помощью СПС «КонсультантПлюс» в Центре осуществляется правовая поддержка социально незащищенных слоев населения.
В 2008 году совместно с ООО «КонсультантПлюс» были организованы курсы по изучению системы КонсультантПлюс по теме «Правовая информация» (обучились 73 сотрудника), 26 сотрудников филиалов - участников проекта - прошли курсы правовой информатики и правоприменительной практики.
По окончании курсов получили свидетельства и сертификаты, дающие право на оказание услуг правового просвещения населения.
По отношению к каждой конкретной группе потребителей правовой информации помощь оказывается разная – информационная, социальная, образовательная, консультационная и т.п. Особенно отчетливо это проявляется при обслуживании социально незащищенных категорий пользователей: инвалидов, пенсионеров и др.
Библиотека выпускает текущий путеводитель «Права и дети в Интернете». Большой популярностью пользуется электронная подборка статей «Твоя безопасность в твоих руках» (собраны материалы по правам ребенка в семье, школе, на улице. Освещены проблемы жестокого обращения с детьми и их последствия).
Тесные связи сложились у библиотек с учебными заведениями. Для них организуются специальные мероприятия, цель которых привить молодежи правовую грамотность, дать представление об их правах и обязанностях, помочь решить сложные житейские ситуации.
Центр правовой информации библиотеки работает с такими организациями как Союз женщин, Союз предпринимателей, для которых готовятся обзоры литературы, составляются рекомендательные списки, проводятся консультации с использованием СПС «КонсультантПлюс».
Библиотеки города, обладая уникальной правовой информацией, предлагают пользователям большой спектр услуг.

 

Татьяна Валентиновна Сафьян, зав. библиотекой-филиалом № 21 МУК ЦБС г. Златоуста посвятила свой доклад изложению опыта работы библиотеки по теме «Содействие профессиональному самоопределению молодежи».
Библиотекой разработана локальная целевая комплексная программа «Выбери свою профессию», рассчитанная на группу читателей-старшеклассников, стоящих перед выбором своего дальнейшего жизненного пути.
Работа по программе строится по трем основным направлениям (блокам): 1. Профессионал; 2. Узнай о профессии больше; 3. Образование – залог удачной карьеры.

 Реализуя целевую комплексную программу «Выбери свою профессию», библиотека сотрудничает со многими предприятиями и учреждениями города, активно рекламирует свою деятельность в средствах массовой информации. Кроме того, текст программы размещен на собственном сайте библиотеки в сети Интернет.
Целевая комплексная программа «Выбери свою профессию» за годы ее реализации не только доказала свою состоятельность, но и подтвердила статус важного и необходимого компонента в профориентационном воспитании подростков. Более того, программа по мере ее реализации стала совершенствоваться и обрела новые формы подачи материала.

 

Подводя итоги первой Школы инноватики, можно уверенно сказать, что она прошла успешно, библиотеки Златоуста достойно представили инновационный опыт своей работы по продвижению книги и чтения, ученые академии культуры – собственные идеи, проекты и размышления на эту тему. Материалы Школы вошли в сборник Библиотека: инновационное пространство чтения детей и молодежи : сб. материалов межрегион. Школы инноватики / ФГУ ВПО ЧГАКИ ; ГУК ЧОЮБ ; МУК ЦБС Златоустовского городского округа. – Челябинск, 2009. – 103 с.

 

 

 


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Поиск по сайту


STOP-книга!

  • 1.jpg
  • 2.jpg
  • 3.jpg
  • acter_game_m.jpg
  • akter_kniga_m.jpg
  • balet_m.jpg
  • ceccaris_m.jpg
  • istoriya_kostyuma_m.jpg
  • kak_stat_svesd_m.jpg
  • Pavarotti_m.jpg
  • tabakerka.jpg
  • tri_hita_m.jpg
  • vicokii_m.jpg
  • voylok_m.jpg
  • Zhizn_rasskazannaya_m.jpg
  • ZHZL.jpg

Баннеры

Кольцо НКО Яндекс.Метрика