английская версия на главную Версия для слабовидящих

Учитель русских учителей

 

Каждая школа, каждый педагог неизбежно выполняют одну из двух функций:

или они готовят счастье своей стране, или несчастье.

Константин Дмитриевич Ушинский

 

Константин Дмитриевич Ушинский  родился 19 февраля (2 марта) 1824 года в Туле в семье дворянина. Его мать умерла, когда ему было 11 лет, и нежные воспоминания о ней он сохранил на всю жизнь. Впоследствии он отводил женщине и матери высокую и почётную роль в воспитании детей.

 

Детство он провёл на Украине, в маленьком городке Новгород-Северске и учился в местной гимназии. С юности он отличался зрелостью ума и воли, верой в самого себя и способностью преодолевать препятствия.

Гимназия, вспоминал Ушинский, помещалась в старом, ветхом здании, похожем больше на сарай, чем на школу: "Окна в старых рамах дрожали, подгнившие полы, залитые чернилами и стоптанные гвоздями каблуков, скрипели и прыгали; расколовшиеся двери притворялись плохо, длинные старые скамьи, совершенно утратившие свою первоначальную окраску, были изрезаны и исписаны многими поколениями гимназистов. Чего-чего только не было на этих скамьях! И ящики самой замысловатой работы, и прехитрые, многосложные каналы для спуска чернил, и угловатые человеческие фигурки - солдатики, генералы на лошадях, портреты учителей; и бесчисленные изречения, бесчисленные обрывки уроков, записанных учеником, не понадеявшимся на свою память, клеточки для игры в скубки, состоящей в том, что гимназист, успевший поставить три креста сряду, драл немилосердно своего партнёра за чуб... В низших классах бывало до того душно, что какой-нибудь новенький учитель, ещё не привыкший к нашей гимназической атмосфере, долго морщился и отплёвывался, прежде чем начинал свой урок".

Но директор гимназии И.Ф. Тимковский - писатель и историк, добрый и образованный человек, сумел воспитать в гимназистах уважение к знанию, к науке, и те гимназисты, которые хорошо учились, пользовались среди товарищей большим уважением.

 

После гимназии Ушинский учился в Московском университете. Там он выделялся своими способностями, считался идеально хорошим товарищем среди студентов. А после блестящего окончания университетского курса с отличием, сам стал учителем.

Сначала он работал в Ярославле, где стал самым популярным профессором. Его уважали ученики – Ушинский был вежлив с ними, ясно и просто объяснял трудные материалы. Потом его назначили преподавать русскую словесность - так тогда в школах назывались уроки русского языка и литературы - в Гатчинский сиротский институт, в котором жили и учились дети-сироты. Здесь он обнаружил, что его ученики и ученицы очень плохо знают все предметы.

 

То же самое он увидел и в Смольном институте благородных девиц, куда его перевели потом, и где воспитывались дочери дворян. Девочки были уверены, что булки растут на деревьях, а когда однажды им задали написать сочинение "Восход солнца", они даже не смогли объяснить, почему солнце восходит и заходит. Но хуже всего было то, что они считали ученье мукой мученической и наказанием. И так во всех школах.

Ушинский очень любил детей и очень им сочувствовал: учиться им действительно было трудно. Учебники, по которым они учились, были скучные и непонятные, и ребятам, чтобы не получить плохой отметки, приходилось затверживать их наизусть.

 

И вот Константин Дмитриевич Ушинский решил написать такой учебник, по которому детям учиться было бы легко и интересно. А когда ученье не мученье, тогда ученик и занимается, и учится успешнее.

И Ушинский составил два таких учебника для начальной школы. Они назывались "Родное слово" и "Детский мир".

"Родное слово" и "Детский мир" были совсем не похожи на прежние скучные учебники. В них было всё понятно и очень интересно. Уж их-то начнёшь читать и не оторвёшься: хочется скорее узнать, про что написано на следующей странице.

 

В свои книги Ушинский поместил сказки - некоторые из них он слышал в детстве и теперь пересказал, а некоторые придумал сам.

Он сочинил рассказы о том, что близко детям, что окружает их в повседневной жизни: о животных и птицах, о явлениях природы, о самих детях - об их занятиях и играх.

Он рассказал ребятам про то, что хлеб, который они едят, одежда, которую они носят, дом, в котором живут, - всё это дело рук людей, и поэтому самый нужный, самый уважаемый человек в обществе - труженик: крестьянин, ремесленник, рабочий.

Вместе со своим другом - молодым учителем Модзалевским Константин Дмитриевич сложил стихотворения-песенки, которые так легко запоминались. Они тоже вошли в его книги.

 

Книги Ушинского открывали детям большие и маленькие тайны огромного мира, в котором они только начинали жить, и в котором так много было незнакомого, непонятного и таинственного.

А главное - они открывали самую большую тайну: в чём радость и счастье человека. Из рассказов и сказок Ушинского всем было ясно, что счастливым бывает только добрый, честный и трудолюбивый человек.

 

Через три года преподавания Ушинского в Смольном институте он стал очень известен. Уроки, которые он вел, пользовались огромной популярностью – родители и родственники учениц, чиновники и педагоги приходили в институт, чтобы послушать уроки, о которых говорил весь город.

Однако тогда же на него стали писать доносы с нелепыми обвинениями. Ушинский в течение нескольких суток писал ответ на эти доносы, и эти оскорбления очень повлияли на его здоровье.

Константин Дмитриевич вынужден был оставить институт и принять командировку за границу. Фактически это было изгнание, длившееся пять лет.

 

Ушинский посетил Швейцарию, Германию, Францию, Бельгию и Италию. Везде он посещал и изучал учебные заведения — женские школы, детские сады, приюты и школы, особенно в Германии и Швейцарии, которые гремели тогда своими новациями в педагогике.

 

Ушинский написал и издал особое руководство для родителей и учителей к своему «Родному Слову» — «Руководство к преподаванию по «Родному слову» для учителей и родителей». Это руководство оказало огромное, широчайшее влияние на русскую народную школу. Свою актуальность, как пособие по методике преподавания родного языка, оно не потеряло и по сей день. Это были первые в России учебники для начального обучения детей, и это были первые массовые и общедоступные книги. Они расходились тиражами в десятки миллионов экземпляров.

 

В середине 60-х годов Константин Дмитриевич с семьей вернулся в Россию. Свой последний главный научный труд, названный "Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии", он начал печатать в 1867 году. Первый том "Человек как предмет воспитания" вышел в 1868 году, а через некоторое время вышел второй том. К сожалению, этот его научный труд (третий том) остался незавершенным.

 

В последние годы жизни Ушинский Константин Дмитриевич писал статьи о воскресных школах, о школах для детей ремесленников, а также принял участие в учительском съезде в Крыму.

Умер Ушинский в Одессе 22 декабря 1870 года, похоронен в Киеве на территории Выдубецкого монастыря.

Константин Дмитриевич Ушинский  — великий русский педагог, основоположник русской педагогической науки, до него в России не существовавшей. Именно благодаря Ушинскому, российская школа, где  нередко преобладали жестокость и зубрёжка, изменилась – в ней появилось гуманное отношение к ученикам, уважение к личности ребёнка.

 

Ушинский говорил:

  • Страх телесного наказания не сделает злого сердца добрым, а смешение страха со злостью — самое отвратительное явление в человеке;
  • Воспитатель не чиновник; а если он чиновник, то он не воспитатель;
  • Никогда не обещайте ребенку, чего нельзя выполнить, и никогда не обманывайте его

 

Книги К.Д. Ушинского в Челябинской областной юношеской библиотеке:

 

  • Ушинский, К. Д. Педагогические сочинения: в 6-ти т. / К. Д. Ушинский. - М. : Педагогика, 1988-1990.
  • Ушинский, К. Д. Рассказы и сказки / К. Д. Ушинский ; худож. И. Дунаева ; сост. и предисл. В. Л. Муравьева. - М. : Дет. лит, 2012. - 346 с. - (Школьная б-ка.).
  • Книги о К.Д. Ушинском в Челябинской областной юношеской библиотеке:
  • История образования и педагогической мысли за рубежом и в России : учеб. пособие для вузов / под ред. З. И. Васильевой. - М. : Академия, 2001, 2002. - 416 с. - (Высшее образование).
  • История педагогики: история образования и педагогической мысли : учеб. пособие для вузов / Д. И. Латышина. - М. : Гардарики, 2002. - 603 с.
  • Песталоцци. Новиков. Карамзин. Ушинский. Корф : биограф. повествования / сост. Н. Ф. Болдырев. - Челябинск : Урал LTD, 1997. - 521 с. - (Жизнь замечат. людей. Б-ка Ф. Павленкова. Т.23).
  • Электронные ресурсы:
  • Цитаты и афоризмы Ушинского [Электронный ресурс] // Цитаты и афоризмы. – Режим доступа: http://citaty.su/ushinskij-citaty-i-aforizmy-ushinskogo. - 22.02.2014.
  • Рассказы и сказки Ушинского [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://prazcity.ucoz.ru/. – 22.02.2014.

 


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Поиск по сайту


STOP-книга!

  • 1.jpg
  • 2.jpg
  • 3.jpg
  • acter_game_m.jpg
  • akter_kniga_m.jpg
  • balet_m.jpg
  • ceccaris_m.jpg
  • istoriya_kostyuma_m.jpg
  • kak_stat_svesd_m.jpg
  • Pavarotti_m.jpg
  • tabakerka.jpg
  • tri_hita_m.jpg
  • vicokii_m.jpg
  • voylok_m.jpg
  • Zhizn_rasskazannaya_m.jpg
  • ZHZL.jpg

Баннеры

Кольцо НКО Яндекс.Метрика