английская версия на главную Версия для слабовидящих

Декадентская Кассандра

 

Зинаида Гиппиус20 ноября 2014 года исполняется 145 лет со дня рождения Зинаиды Николаевны Гиппиус, поэтессы, писательницы, драматурга, литературного критика.

 

"Петербургская Сафо", "декадентская мадонна", утончённая и язвительная "дама с лорнетом", "Зинаида Прекрасная", наш русский "Лютер в юбке", поэтесса первого призыва, в творчестве которой, по словам И.Ф. Анненского, "вся 15–летняя история нашего лирического модернизма".

 

Зинаида Николаевна Гиппиус родилась в 1869 г., в дворянской семье фон Гиппиус. Ранняя смерть отца превратила сверхчувствительного ребёнка в "маленького человека с большим горем". О своём "домашнем" образовании Зинаида Николаевна рассказывала немногословно: "Я хорошо знала Гоголя и Тургенева. В Москве перечитала всю русскую литературу и особенно пристрастилась к Достоевскому. Читала беспорядочно…".

 

Многообразие литературного наследия З.Н. Гиппиус поражает. Сборники стихотворений, шесть сборников  рассказов, шесть романов, литературно–критические статьи, публицистика, мемуары… Под стать такому разнообразию и псевдонимы – Л.Денисов, Лев Пущин, Роман Аренский, Антон Крайний, Снежная королева.

 

Поэтесса, писательница Зинаида Гиппиус1888 г. – счастливый год в жизни Зинаиды Николаевны: первое литературное выступление в "Северном вестнике", успех в обществе, встреча с Д.С. Мережковским, определившая всю её будущую жизнь. Она была очень эффектна, обращала на себя внимание: "Высокая, стройная блондинка с длинными золотистыми волосами и изумрудными глазами русалки, и очень шедшим к ней голубым платьем», - вспоминал П.П. Перцов. С Мережковским познакомились в Боржоми, где семья оказалась в поисках относительно дешевой жизни.

 

Эта встреча положила начало уникальному творческому семейному дуэту в русской литературе. Они были "взаимодополнительны". После венчания в Тбилиси Дмитрий Сергеевич привёз юную красавицу в северную столицу. Зинаида Гиппиус из провинциальной безвестности внезапно оказалась в самом центре литературной жизни страны: А.Н. Плещеев, Я.П. Полонский, Д.В.Григорович, А.Н. Майков, салоны, журналы, рауты, новая, молодая плеяда. Вхождение на литературный Олимп было молниеносным. Гиппиус вспоминала: "Я писала романы и печаталась во всех, приблизительно, журналах, тогда существовавших".

 

В начале 90-х гг. "Северный вестник" возглавил идейную борьбу молодых символистов с засильем писателей- традиционалистов. Вместе с  прозой Д.С. Мережковского, поэзией А.М. Добролюбова и Ф.К. Сологуба лирика Гиппиус стала частью нового миросозерцания и новой эстетики, поименованной декадентской. С  этого времени за ней  закрепляется образ  поэтессы – декадентки.

 

Выдающиеся личности супругов Мережковских не могли не превратить их  дом в эпицентр интеллектуальной жизни Петербурга. В их доме собирались философы, писатели, издатели. Те высокие разговоры, которые велись здесь, сделали бы честь любой аудитории. Центр собрания – Мережковский с всегда необычной точкой зрения и Гиппиус - поворачивающая течение разговора своим знаменитым: "А я не согласна!" Один её вид завораживал: загадочное лицо, умелый яркий грим, аромат дорогих духов. Фигурой она напоминала юношу, переодетого дамой. Речь была упоительной, а лицо дышало каким–то грешным всепониманием.

 

Книжная выставка к 145-летию З. Гиппиус "Декадентская мадонна"Об этой "декадентской мадонне" ходили самые разные слухи, но действительной картины не знал никто. "И что вы обо мне думаете?" - спросит она посетившего её салон уже знаменитого Горького, с вызовом направив на него свою знаменитую лорнетку. Растерянный "буревестник революции" пробурчит в ответ что–то бессвязное, а она, не сводя с него лорнета, проговорит с улыбкой: "Да, тёмная у меня душа". Свой "демонизм" она всегда тщательно подчёркивала. Даже Октябрьская революция и эмиграция не смогли заставить её изменить себе. Она ненавидела большевиков. Не случайно большевики вынашивали планы ликвидации Мережковского и Гиппиус, но не успели претворить их в жизнь: супруги опередили чекистов и умерли своей естественной смертью.

 

В феврале 1918–го она написала строки, звучащие как страстное заклинание: "Россия спасётся, - знайте!" Россия действительно не погибла. Не погибла и её культура. И хочется надеяться, что в истории русской культуры навеки сохранится образ Мадонны и одновременно "Сатанессы" из Петербурга – Зинаиды Николаевны Гиппиус.

 

В читальном зале оформлена книжная выставка: "Декадентская Кассандра", на которой представлены произведения З. Гиппиус, биографические материалы,  литература о творчестве:

  • Гиппиус З.Н. Сочинения. Романы в 2 томах.- М.: 2001.(Золотая проза Серебряного века).
  • Гиппиус З.Н.Сочинения: Стихотворения: Проза. Л., 1991.
  • Гиппиус З. Н. Язвительные заметки о Царе, Сталине и Муже.- М.: АСТ, 2014. (Великие биографии).
  • Гиппиус З.Н. Опыт свободы. – М., 1996.
  • Гиппиус З.Н.Петербургский дневник. – М., 1991.
  • Гиппиус З.Н. Чёртова кукла: Проза.  Стихотворения. Статьи. – М., 1991.
  • Гиппиус З.Н. Живые лица. М., 2009.
  • Гарин И.И.Серебряный век: В 3 т. Т.1. – М., 1999.
  • Маковский С.К. На Парнасе Серебряного века. – М., 2000.

 


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Поиск по сайту


STOP-книга!

  • 1.jpg
  • 2.jpg
  • 3.jpg
  • acter_game_m.jpg
  • akter_kniga_m.jpg
  • balet_m.jpg
  • ceccaris_m.jpg
  • istoriya_kostyuma_m.jpg
  • kak_stat_svesd_m.jpg
  • Pavarotti_m.jpg
  • tabakerka.jpg
  • tri_hita_m.jpg
  • vicokii_m.jpg
  • voylok_m.jpg
  • Zhizn_rasskazannaya_m.jpg
  • ZHZL.jpg

Баннеры

Кольцо НКО Яндекс.Метрика